20.09.2018
ОСОБЕННОСТИ
СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Современная
система российского специального образования определяет приоритетные цели и
задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического
сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья.
В современном представлении понятие качество образования не сводится к
обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний
и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В
связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками
задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя
обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.
Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём
уровне, соответственно своим личностным особенностям.
Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного
образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции
воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что
обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в
период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола,
национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети,
состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне
специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо
другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке
детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом
или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для
обучения и воспитания.
Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями
развития:
1. дети с нарушениями
опорно-двигательного аппарата;
2. дети с нарушениями
слуха (глухие, слабо слышащие)
3. дети с нарушениями
зрения (слепые, слабовидящие)
4. дети с тяжёлыми
нарушениями речи;
5. дети с задержкой
психического развития;
6. дети с умственной
отсталостью;
7. дети с расстройством
аутистического спектора.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ.
Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-
педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и
осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками
ДОУ.
- Диагностический. Для успешности
воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и
выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения
данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях
психофизического развития, выявление структуры н.п речевого нарушения и
потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования
доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса..
- Консультативно-проективный этап. На этом этапе
специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее
эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные
программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика
сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в
области своей предметной деятельности. Составление индивидуального
образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей
детей с ОВЗ.(н.п. нарушение речи).
Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута
является:
·
принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
·
непрерывность;
·
вариативность;
·
соблюдение интересов воспитанника;
·
принцип создание ситуации успеха;
·
принцип гуманности и реалистичности;
·
содействие и сотрудничества детей и взрослых.
Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
- Деятельностный этап. В ходе этого
этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с
ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания
обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи:
фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели
проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с
использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском
коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения
режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
- Консультативно-просветительское
сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но-
образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое
психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ.
Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой
рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет
характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая
практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с
учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его
эффективность.
Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ
предполагает:
1. разработка
рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их
ребёнка;
2. проведение
консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих
задач;
3. проведение открытых
занятий;
4. работа с
детско-родительская парой.
Вышеизложенная система психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного
учреждения обеспечивает:
·
индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции
деятельности всех специалистов ДОУ;
·
единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ;
возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного
развития ребёнка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2018
Дата публикации: 20.09.2018