27.02.2019
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает
лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и
пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и
красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и
открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас
страшит.
Почему он агрессивен? Почему не
говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от
глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь
своих!
Современная система российского специального
образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует
построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения
воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В
современном представлении понятие качество образования не сводится к
обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний
и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В
связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками
задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя
обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.
Каждый ребёнок
имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне,
соответственно своим личностным особенностям.
Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного
образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции
воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что
обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в
период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола,
национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных
условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в
возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но
имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом
развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и
воспитания.
Группы дошкольников
не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития:
1. дети
с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
2. дети
с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие)
3. дети
с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие)
4. дети
с тяжёлыми нарушениями речи;
5. дети
с задержкой психического развития;
6. дети
с умственной отсталостью;
7. дети
с расстройством аутистического спектора.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация
индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с
детьми с ОВЗ.
Определение и
реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-
педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и
осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками
ДОУ.
Существуют основные направления коррекционно- педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:
- Диагностический. Для успешности
воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и
выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения
данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях
психофизического развития, выявление структуры н.п речевого нарушения и
потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования
доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса..
- Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения
проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы,
составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации,
уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет
определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление
индивидуального образовательного маршрута способствует реализации
образовательных потребностей детей с ОВЗ.(н.п. нарушение речи).
Важным принципом для
определения и реализации индивидуального маршрута является:
·
принцип доступности и
систематичность предлагаемого материала;
·
непрерывность;
·
вариативность;
·
соблюдение интересов
воспитанника;
·
принцип создание
ситуации успеха;
·
принцип гуманности и
реалистичности;
·
содействие и
сотрудничества детей и взрослых.
Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого-
медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью
реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении
определённого времени.
- Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного
сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность
для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все
стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь.
Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных
процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в
детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе
выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на
прогулках.
- Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками
воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о
том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их
ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие
влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а
так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям.
Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в
совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно
повысить его эффективность.
Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает:
1. разработка
рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их
ребёнка;
2. проведение
консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих
задач;
3. проведение
открытых занятий;
4. работа
с детско-родительская парой.
Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:
·
индивидуальный маршрут
развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех
специалистов ДОУ;
·
единство диагностики и
коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ;
возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного
развития ребёнка.