27.02.2019
ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВ РЕБЁНКА
Защита
прав и достоинства ребёнка в семье
Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?».
«Семья —
группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими
интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова).
Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда
не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные
ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их, только
через детей.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого
формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это
период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих
его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие
во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного
заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового
развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять
первостепенное внимание.
Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом
и психолого-педагогическом.
Социально-правовое направление
включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы
социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.
Психолого-педагогическое направление
предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля
жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.
«Дети мира
невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об
обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим
положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные
документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:
Нормативные основы защиты прав детства
К основным
международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
– Декларация
прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
Декларация прав ребенка является
первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации,
провозглашаются права детей:
на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную
защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться
физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое
внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе
Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о
правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого
человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях,
свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм
злоупотреблений.
Конвенция
признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка,
религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и
социального происхождения – юридическое право:
· на
воспитание;
· на развитие;
· на защиту;
· на активное
участие в жизни общества.
Конвенция
увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц,
несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет
ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и
будущее.
На основе
Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и
регионального уровней.
Для создания
и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в
Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных
актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,
Закон «Об образовании».
Семейный Кодекс РФ – документ,
регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей
Конституции РФ и нового гражданского законодательства.
Раздел IV
Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей.
Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава
12 «Права и обязанности родителей».
В семейном
Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы
международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на
возможность свободно выражать свое мнение».
В целях
«создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и
законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет
особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства
(дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с
отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате
сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами
или с помощью семьи).
Конвенция ООН о правах ребенка дает
определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а
также устанавливает:
§ обеспечение
в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
§ защиту от
произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от
посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
§ обеспечение
мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
§ признание
права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического,
умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
§ защиту
ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
§ защиту
ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
§ меры помощи
ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Уголовный кодекс предусматривает
ответственность:
§ за
совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении
несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
§ за
преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).
Семейный Кодекс РФ гарантирует:
§ право
ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
§ право
ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по
защите ребенка (ст. 56);
§ меру
«лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними
в семье (ст. 69);
§ немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).
Закон "Об образовании" утверждает право детей, обучающихся во всех воспитательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их
здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции
нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и
другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями
соответствующего органа управления образованием.
Приказ
Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г №293 "Об
утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам
дошкольного образования", который издан во исполнение ст. 55
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании". Данный
приказ утверждает Порядок приема на обучение в детские сады.
Устав ДОУ –
нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех
участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного
стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка
полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает
строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в
основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное
отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Правовая основа защиты прав ребенка в ДОУ
В настоящее время система нормативного обеспечения
прав детей достаточно полно представлена в документах международного права,
нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях.
Основным правовым документом, защищающим ребенка от
жесткого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает:
·
обеспечение в максимально возможной степени здорового
развития ребенка (ст. 6);
· защиту от
произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от
посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
· обеспечение
мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
· признание
права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического,
умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
· защиту
ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
· защиту
ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
· меры помощи
ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39)[4].
· Уголовный
Кодекс РФ предусматривает ответственность:
· за
совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении
несовершеннолетних (ст. 106-136);
· за
преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).
Семейный
Кодекс РФ гарантирует:
§ право
ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
§ право
ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по
защите ребенка (ст. 56);
§ меру
«лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от жестокого
обращения с ними в семье (ст. 69);
§ немедленное
отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).
Закон РФ «Об образовании» утверждает:
§ право
детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их
человеческого достоинства» (ст. 5);
§ предусматривает
административное наказание педагогических работников за допущенное физическое
или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое
обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены»
(ст. 14).
В Уставе ДОУ представлены права и обязанности всех
участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В
соответствии с Уставом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает права
каждого ребенка в сфере образования и воспитания.